вторник, 14 мая 2019 г.



Рубашова Татьяна Сергеевна
КГУ «Женская гимназия г. Темиртау»


«Мастер-класс, как ведущая форма проведения урока для развития творческой личности. Технология проведения мастер - класса»



























«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»…Конфуции
Именно это высказывание великого философа я беру за основу при проведения любого своего урока или занятия. Я педагог изобразительного искусства, художественного труда и моя главная цель – раскрыть, у учащихся творческие способности, которые как я убедилась на собственном опыте присутствуют у каждого человека и раскрыты, в той или иной степени. Так же одной из приоритетных задач моего урока – это сделать так, чтобы каждый ученик вышел с мыслями о том, что он МОЖЕТ… может рисовать, воплощать свои идеи, не боясь критики.
В настоящее время в системе образования внедряется ряд региональных, национальных программ, которые выявляют и развивают высокие достижения учеников, в различных областях науки и искусства. Задачи, поставленные Н.А. Назарбаевым по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию. Быстрый темп развития мира требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартно мыслить и вести себя. Поэтому раннее выявление, развитие, обучение и воспитание детской одаренности составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Вопрос развития детской одаренности в настоящее время становится все более актуальным для меня. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в воспитании неординарной творческой личности.
Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, - мастер-класс, основная цель которого - передача педагогического мастерства, авторских находок, всего того, что поможет достичь ученикам наибольших результатов в области преподаваемого предмета.
Что означает понятие «мастер – класс»?
Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.
Что необходимо учитывать при подготовке к мастер классу?
Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, компетентность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Исходя из поставленных задач, многие из Вас задаются вопросом, а смогу ли я? Работа учителя — это очень огромный труд, который требует ежедневной работы над самим собой, так как мы должны воспитать личность, которая свободна будет ориентироваться в современном мире и подстраиваться под его изменения. Поэтому наша задача совершенствовать себя, ежедневно оттачивать своем мастерство, чтобы быть мастером своего дела.
Мастер класс - это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать.
В своей работе я придерживаюсь следующей структуры проведения МК (по А.В. Машкову)
а) первый этап - "индуктор".  Ставится цель, задачи урока или занятия. Обязательная демонстрация итоговой работы. Причем итоговая работа или продукт деятельности должны быть на высоком уровне. Часто для демонстрации я выполняю работу сама. Далее с учащимися выстраивается обсуждение с использованием различных стратегий активного обучения для того что бы вспомнить, повторить или поставить перед собой новую учебную задачу, если данная техника или работа не входит в зону их из ближайшего развития. Кратко говоря цель данного этапа – постановка проблемной ситуации.
 б) второй этап – «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свои навыки и знания, апробируют методику мастера, учитель делится своими секретами.
в) третий этап - "инсайт". Это внутреннее осознание учеников неполноты или несоответствия старого знания новому. Данное осознание приходит в процессе практической работы, когда учащиеся выполняют свою работу следуя за учителем. Именно на данном этапе учителю необходимо выстраивать «точки роста» для каждого ученика, «выстраивать подмостки» для того что бы создать ситуацию успеха, и не отбить желание заниматься творчеством. Ученики переживают ситуацию озарения, построения нового видения решение проблемы,
г) четвертый этап - "рефлексия". Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе урока. Так же в ходе рефлексии учитель должен найти время сделать мини анализ каждой работы. Обычно я задаю учащимся следующий вопрос – «Если бы у вас была возможность еще раз выполнить данную работу, что бы вы изменили?» Каждый Ученик начинает задумываться, тем самым рефлексировать свою работу. Получилось ли у него добиться поставленных результатов.
На своих уроках и занятиях мною неоднократно была апробирована данная форма работы. Отмечается повышение творческого потенциала учащихся, заинтересованность. После проведения урока или занятия все учащиеся достигают поставленных целей, развиваются творческие способности, выстраиваются точки роста каждого ученика, что в дальнейшем дает мне возможность как учителю воспитывать и развивать творческую личность.


Мастер класс гимназическое мероприятие «День открытых дверей» учащиеся 4 «А» класса совместно с родителями










Мастер-класс «Подводный мир» занятие изостудии «Маленькая страна», 4 класс




Мастер класс  изостудия «Маленькая страна» 2 класс «Морской бриз»






Мастер-класс «Сказка за окном», 4 класс





Мастер класс изостудия «Маленькая страна» 2 класс «Лисенок»







Мастер класс изостудия «Маленькая  страна» 4 класс «Дерево»









Мастер класс на уроке художественного труда 3 класс «Морской пейзаж»




Мастер класс изостудия «Маленькая страна» 2 класс «Вечерний пейзаж»













Литература:

1.      Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии: НИИ школьных технологий, 2005..
2.     Пахомова, Е. М. Изучение и обобщение педагогического опыта
 Методист. – 2005. – № 2.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...