вторник, 26 марта 2019 г.


Использование групповых форм работы в процессе обучения на уроках художественного труда.
                                                                               Учитель художественного труда Носкова М.Б.
Творчеству нельзя научить, ограничившись рассказом и показом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся. Большими возможностями в этом отношении обладает групповые формы организации труда на уроках. На таких уроках создается возможность активизации познавательного интереса, формирования у девочек навыках общения со сверстниками в труде, возникают отношения ответственной зависимости за конечный результат.
В групповой творческой деятельности наиболее полно происходит раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика.
Я с успехом использую  групповую форму работы при изучении ряда тем, связанных с освоением художественной обработки материалов (например, лоскутного шитья, вышивки, вязания). В групповой  учебной деятельности на уроках учащиеся сообща проходят весь путь от рождения замысла до воплощения его в художественные изделие. В процессе работы формируется творческий интерес к делу, развивается способность воспринимать красоту и творить её самому.
Наиболее признанной классификацией групповых форм деятельности детей на уроках художественного труда является:
- совместно - индивидуальная
- совместно - последовательная
- совместно - взаимодействующая
Самая простая форма групповой работы - работа вдвоем, мною используется в 5 - 6 классах при изучении темы «Работа с тканью».
Использую разделение труда при выполнении операций, которыми дети уже овладели.При работе группами в три - четыре человека помогаю детям правильно распределить операции; приучаю детей выполнять определенные обязанности в совместном труде, разъясняю важность и необходимости дружной, быстрой и аккуратной работы сообща. Успешная организация групповой работы на уроках зависит от многих обстоятельств: подпора групп, распределения заданий между девочками четкости постановки общей цели, создания благоприятной атмосфера урока, умения общаться с инструментами, обрабатывать материалы.
С этой целью изучаю интересы учащихся, их индивидуальные особенности. Создаю специальные ситуации на уроках по вовлечению их в совместный труд.
Девочки  конструировали игольники - подушки индивидуально. Учащийся выкраивал из хлопчатобумажной ткани две основные детали (каждую размером 100*100мм) и мелкие –для аппликации. В зависимости от изображаемой фигуры (зайца, котенка и др. ) можно изменять форму основных деталей. Одна из деталей украшается аппликацией, затем игольник сшивали, выворачивали, наполняли синтепоном, загибали открытое отверстие, пришивали мелкие детали.
Были назначены бригадиры и поставлено условие, чья бригада быстрее и качественно выполнит задание. Внесенные в организацию деятельности изменение поставили учащихся в условия взаимной ответственности. Они старались выполнить задание вовремя, работать лучше, стремились оказать помощь отстающим (вырезали детали для аппликации, наклеивали их, обменивались тканью).
Девочки работали увлеченно, их интересовал сам процесс труда и его результат. Им важно общественное мнение и оценка их деятельности. Затем подварятся итоги; хвалю не только тех, кто быстрее и качественно сделал свою работу, но и тех, кто оказывал помощь товарищу.
При изучение лоскутного шитья на уроках в более старших классах чаще всего использую совместно - индивидуальную форму деятельности. Совместно - индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывания идеи, замысла) и на заключительном этапе (суммирования результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные индивидуально выполненные с учетом общего смысла фрагменты.
Таким образом, совместно - индивидуальная деятельность позволяет вовлечь в работу большое количество учениц. Вначале работы его выравнивается ряд условий, которые должен соблюдать каждый участник при выполнении своего индивидуального фрагмента, чтобы затем эти фрагменты можно было объединить в единое целое.
Для формирования организации совместной учебной деятельности и повышается эффективность групповой деятельности, и результативность образования  считаю, что на уроках художественного труда целесообразно применять и внедрять разные способы тестирования и  деления учащихся на группы. А успех работы в группах напрямую зависит от психологической совместимости учащихся. Следует отметить, что в этом случае совместная деятельность учащихся направлена на создание общего, единого продукта.
Литература
 1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. –  2008г.
2. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – 2007г.         
3.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М., 2007г.
Электронные источники: http://www.bytik.ru/cue/2000/s2/18.htm 19. http://www.democracy.ru/library/learning/pract/page5.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...