Использование
групповых форм работы в процессе обучения на уроках художественного труда.
Учитель художественного труда
Носкова М.Б.
Творчеству нельзя научить, ограничившись рассказом и
показом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.
Большими возможностями в этом отношении обладает групповые формы организации
труда на уроках. На таких уроках создается возможность активизации
познавательного интереса, формирования у девочек навыках общения со
сверстниками в труде, возникают отношения ответственной зависимости за конечный
результат.
В групповой творческой деятельности наиболее полно
происходит раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика.
Я с успехом использую групповую форму работы при изучении
ряда тем, связанных с освоением художественной обработки материалов (например,
лоскутного шитья, вышивки, вязания). В групповой учебной деятельности на уроках учащиеся сообща
проходят весь путь от рождения замысла до воплощения его в художественные изделие.
В процессе работы формируется творческий интерес к делу, развивается
способность воспринимать красоту и творить её самому.
Наиболее признанной классификацией групповых форм
деятельности детей на уроках художественного труда является:
- совместно - индивидуальная
- совместно - последовательная
- совместно - взаимодействующая
Самая простая форма групповой работы - работа вдвоем,
мною используется в 5 - 6 классах при изучении темы «Работа с тканью».
Использую разделение труда при выполнении операций,
которыми дети уже овладели.При работе группами в три - четыре человека помогаю
детям правильно распределить операции; приучаю детей выполнять определенные
обязанности в совместном труде, разъясняю важность и необходимости дружной,
быстрой и аккуратной работы сообща. Успешная организация групповой работы на
уроках зависит от многих обстоятельств: подпора групп, распределения заданий
между девочками четкости постановки общей цели, создания благоприятной атмосфера
урока, умения общаться с инструментами, обрабатывать материалы.
С этой целью изучаю интересы учащихся, их
индивидуальные особенности. Создаю специальные ситуации на уроках по вовлечению
их в совместный труд.
Девочки конструировали игольники - подушки индивидуально.
Учащийся выкраивал из хлопчатобумажной ткани две основные детали (каждую
размером 100*100мм) и мелкие –для аппликации. В зависимости от изображаемой
фигуры (зайца, котенка и др. ) можно изменять форму основных деталей. Одна из
деталей украшается аппликацией, затем игольник сшивали, выворачивали, наполняли
синтепоном, загибали открытое отверстие, пришивали мелкие детали.
Были назначены бригадиры и поставлено условие, чья
бригада быстрее и качественно выполнит задание. Внесенные в организацию
деятельности изменение поставили учащихся в условия взаимной ответственности.
Они старались выполнить задание вовремя, работать лучше, стремились оказать
помощь отстающим (вырезали детали для аппликации, наклеивали их, обменивались тканью).
Девочки работали увлеченно, их интересовал сам процесс
труда и его результат. Им важно общественное мнение и оценка их деятельности.
Затем подварятся итоги; хвалю не только тех, кто быстрее и качественно сделал
свою работу, но и тех, кто оказывал помощь товарищу.
При изучение лоскутного шитья на уроках в более
старших классах чаще всего использую совместно - индивидуальную форму
деятельности. Совместно - индивидуальная форма характеризуется тем, что
согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап
планирования, обдумывания идеи, замысла) и на заключительном этапе
(суммирования результатов), когда объединяются в единую композицию отдельные
индивидуально выполненные с учетом общего смысла фрагменты.
Таким образом, совместно - индивидуальная деятельность
позволяет вовлечь в работу большое количество учениц. Вначале работы его
выравнивается ряд условий, которые должен соблюдать каждый участник при
выполнении своего индивидуального фрагмента, чтобы затем эти фрагменты можно
было объединить в единое целое.
Для формирования организации совместной учебной
деятельности и повышается эффективность групповой деятельности, и
результативность образования считаю, что
на уроках художественного труда целесообразно применять и внедрять разные способы
тестирования и деления учащихся на
группы. А успех работы в группах напрямую зависит от психологической
совместимости учащихся. Следует отметить, что в этом случае совместная
деятельность учащихся направлена на создание общего, единого продукта.
Литература
1.Бабанский
Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – 2008г.
2. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная
познавательная деятельность и воспитание школьников. – 2007г.
3.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О
коллективном способе учебной работы. – М., 2007г.
Электронные источники:
http://www.bytik.ru/cue/2000/s2/18.htm 19. http://www.democracy.ru/library/learning/pract/page5.
Комментариев нет:
Отправить комментарий