Развитие физических
качеств на уроке физической культуры
Учитель физической культуры: Сембаев Ж.А.
Стремительный
прогресс производственных технологий, снижение доли физического труда в быту,
значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение
школьной деятельности в условиях резкого снижения физической активности,
ухудшение экологии показало со всей остротой малоподвижный
образ жизни.
В связи с этим в
гимназии уделяется особое внимание развитию физических качеств учениц, которое реализуется в образовательном процессе в ходе
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
На уроках
физической культуры деятельность прежде направлена на развитие таких физических
качеств как выносливость,
координация, гибкость, сила и скорость.
Для развития
физических качеств на уроках я использую ряд упражнений:
- Упражнения для общей выносливости:
- Кросс с чередованием бега
и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до
5-6 км для юношей. Бег по песку, по снегу. Спортивные игры: баскетбол, футбол,
ручной мяч. Туристские походы.
-
Средством развития силовых и скоростных способностей являются упражнения с повышенным сопротивлением, так
называемые силовые упражнения. Эти упражнения можно разделить на две группы:
I группа.
Упражнения с внешним сопротивлением, для чего используются обычно масса
предметов, противодействие партнера, сопротивление резины, эспандеры и т.д.
II группа.
Упражнения, отягощенные массой собственного тела. (Например, подтягивание на
перекладине, отжимание).
- Упражнения для воспитания силы.
Упражнение с отягощением
массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в
упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной
или на двух ногах.
Упражнения с амортизаторами
и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и
т.д.
- Быстрота – способность
человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель
и совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Быстрота
определяется временем двигательной реакции, отдельного движения и частотой
одинаковых движений в единицу времени. Максимальная скорость, которую может
проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты,
но и ряда других факторов – степени развития силы, гибкости, владения техникой.
К средствам воспитания быстроты движений относятся упражнения, которые можно
выполнить с максимальной скоростью. При этом продолжительность их должна быть
5-20 с. Быстрота очень специфична – быстрота в беге и быстрота в метаниях
существенно отличаются и требуют применения различных средств и методов.
- Упражнения для воспитания быстроты.
·
Бег на месте в упоре с максимальной частотой;
·
Бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода;
· Выполнение различных упражнений по сигналу: бег лежа, сидя, с колени,
много скоки;
· Бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой;
· Разнообразные эстафеты.
Развитие быстроты наиболее
эффективно при оптимальном возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на
быстроту провожу в начале урока после хорошей разминки.
Другим показателем ловкости
является способность человека быстро перестраиваться на различные виды двигательной
деятельности. Для оценки ловкости учащихся я использую контрольные упражнения.
Например, ведение баскетбольного мяча между стойками, расставленными на
различных расстояниях одна от другой (5-10 стоек). Основным путем воспитания
ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и
умениями.
Проявление ловкости во
многом зависит от того, насколько точно учащиеся управляют своими движениями во
времени и пространстве.
Систематическое применение
разнообразных общеразвивающих упражнений способствует накоплению двигательного
опыты учащихся, что является фундаментом высокого уровня ловкости.
Ценными средствами
воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры, именно на уроках я даю
возможность учащимся поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч.
Значительное место в развитии ловкости занимают акробатические упражнения,
комбинации вольных упражнений.
Координационные
способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а
именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое
целое соответственной. Для развития ребенком координационных способностей
имеется ряд подвижных игр. Подвижная игра с правилами – это сознательная
двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и
своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих
правилами.
Подвижные игры
как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря
проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность,
самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.
Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и
совершенствованию движений ребенка. Игре принадлежит большая роль в
формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления,
развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии
с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют
поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма,
честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила,
а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию
волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными
эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с
избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся
анализировать свои действия и действия товарищей. На своих уроках я использую такие игры как: «Попади в мяч», «Бег к
заданным ориентирам», «Маятник – бросок – цель», «Эстафета с мячами», «Рывок за
мячом», «Стойка на одной ноге», «Не попадись», «Не урони шарик». Все выше
перечисленные игры способствуют развитию координационных умений и навыков,
развитию скорости, выносливости, внимательности.
Таким
образом, данная система работы по
развитию и физических качеств на уроках физической культуры не только дает положительный результат по
формированию выносливости,
координации, гибкости, силы и скорости
учениц, но и способствует укреплению их здоровья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий