пятница, 7 декабря 2018 г.

Эффективные приемы работы в команде


«Эффективные приёмы работы в команде»
Прогрессивный педагогический опыт экономически развитых стран показывает, что создание команд и организация групповой работы школьников представляют собой перспективную модель организации учебно-воспитательного процесса современной школы и являются эффективным инструментом повышения качества социального воспитания       растущей   личности.
     
Особенностью обновлённых учебных программ является то, что они направлены на формирование навыков широкого спектра, в числе которых – навыки общения и сотрудничества. В ходе обучения по обновлённому содержанию образования у учащихся наряду с навыками учения формируются коммуникативные навыки жизни.
Также стоит отметить, что обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися.  Именно в условиях коллаборативного обучения, взаимообучения,  учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться своим убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, принимать активное участие на уроке. Сотрудничество в группах содействует развитию следующих аспектов личности: социальной, познавательной и эмоциональной.  То есть учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике, а имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое собственное мнение. Для того, чтобы получить максимальные преимущества от групповой работы, учителям и учащимся важно быть осведомленными и развивать межличностные навыки при наблюдении и общении, уметь самовыражаться и поддерживать других. Навыки совместной деятельности учат учащихся умению работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий.
Для эффективной организации командной работы необходимо учитывать следующие моменты: количество учащихся в группе должно максимально обеспечивать возможность эффективного взаимодействия между учащимися.  Исходя из опыта работы, можно утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Большое количество небольших групп или пар могут эффективно работать в течение ограниченного короткого времени (например, около 5 минут). Небольшое количество больших групп вызывает отвлеченность и дезорганизацию учащихся.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. Существует несколько способов деления учащихся на группы. Например, по желанию или по взаимному выбору учащихся. Также выбор участников команд может быть случайным. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п. Можно использовать способ деления по определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.
Способ деления по выбору «лидера»: «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.  В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
В зависимости от поставленной учителем задачи старших учеников лучше распределять, исходя   из набора ролей, необходимых для эффективной работы в группе. Детей помладше можно объединять  по-разному. Не стоит только сажать в одну группу самых слабых, принимать во внимание усидчивость, темперамент, лидерские качества, уровень самооценки. В любом случае,  учитель всегда должен ясно отвечать себе на вопрос: зачем я поделил учеников именно так, а не иначе.
Для эффективной работы в команде существует большое разнообразие различных приёмов. Начальным этапом реализации командных форм работы является работа в парах, которую начинают с первых дней обучения в начальной школе. В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. Дети учатся работать в парах, знакомятся с элементарными правилами общения. В 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре человека. Наиболее эффективными приёмами групповой работы в начальной школе являются «Мозговой штурм», «Снежный ком» и приём «Зигзаг».
Для учащихся старших классов можно использовать методы, применяемые в начальных классах, но также и другие виды групповой работы. Наиболее интересными являются метод учебного турнира, метод кооп-кооп, кооперативное взаимообучение, метод мозаики.
Приёмы командных форм работы можно использовать при знакомстве с новым материалом, при закреплении, при проверке домашнего задания.
Таким образом, работа в группах – очень действенный и эффективный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся в будущем эффективно планировать своё время, совместно обсуждать инновационные подходы и идеи, определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе, назначать роли, достигать согласия при выполнении задания.


Ладамина Валерия

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...