пятница, 7 декабря 2018 г.

Методы и приемы формирования техники чтения учащихся 1 класса



Методы и приемы формирования техники чтения учащихся 1 класса


 Переход на новые стандарты образования предъявляет к учащимся гораздо большие требования, ведь начальное образование является фундаментом всего последующего обучения ребенка. Успешность овладения техникой чтения на начальном этапе обучения обеспечит ребенку результативность не только по другим учебным предметам начальной школы, но и создаст условия для успешного обучения на второй ступени обучения.
Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению – одна из задач начального образования. Начав работу с первым  классом, обнаружила, что имеют осознанное и беглое чтение, лишь одна треть учениц класса. Остальные читали по слогам и буквам, чтение было затруднительным процессом. В связи с этим, посчитала целесообразным  и актуальным провести исследование  по нахождению и апробированию наиболее действенных методов и приемов формирования техники чтения первоклассников.
Для достижения поставленной цели, мною были выявлены задачи, которые  необходимо было выполнить.
Труды Д.Б.Эльконина, Н.Н.Светловской, М.И.Омороковой и О.С. Жуковой помогли выявить пути успешного решения поставленной задачи. В связи с этим, необходимо обучать первоклассников выполнять звуковой анализ слов, упражняться в неоднократном произнесении слов с последовательным интонационным выделением звуков, учитывать при обучении чтению личностные предпочтения ребенка, чтобы побуждать у него желание к чтению, а также,  использовать разные виды чтения, тренировать внимание и память.
Определены четыре  основных качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей всех этих навыков.
Безусловно, для успешного достижения овладения каждым из этих навыков необходимы особые приемы и методы.
Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Для развития этого навыка используют приемы по развитию речевого аппарата и чёткости произношения. Это упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Большое значение имеет  артикуляционная  гимнастика. При этом внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

1.Вдохнуть и произнести все гласные звуки.
Э→А→О
2.сочетания:
ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ
Также становлению правильности чтения способствует проговаривание чистоговорок, скороговорок и дыхательная гимнастика.
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится.
Раз все равно все рыжие —
Кому какая разница?

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и
упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал,
перевыголовил.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молоко кому?
Ры-ры-ры – летают комары.
Группы упражнений для формирования правильности чтения:
Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1.Опиши предмет (показать предмет и убрать). Учащиеся своими словами описывают увиденный предмет
Игра «Фотограф». На  ленте  5-6  слов из  текста,  читаемого  на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать  слова,  запомнить  их. 
Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
2. Выбери слова на данный звук (чтение предложений, текста).
За  одну  минуту  найти  в  тексте  слова  на заданную  букву  (например,  найди  слова  на букву «д»
Вторая группа - упражнения со словами.
1.                  Чтение слов, отличающихся одной буквой. Наример: мел    мель,  мыл    мыль,  мал    мял, мышка – мишка, мишка – миска.
2.                  Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. пришил,  принес,  припев;  красное,  белое, голубое, черное, желтое.
3.                  Чтение “перевертышей”.  куст – стук, сосна – насос,  мех    смех,  мышка    камыш,  марка  – рамка, масло – смола, мошкара – ромашка.
3.4.Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
5.Восполнение пропусков букв в словах.
6.Восполнение пропусков слов в предложении.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.   Для достижения беглости чтения используется  метод жжужащего чтения, когда каждая ученица читает текст тихо проговаривая слова, в удобном ей темпе.
Чтение за диктором. В этом случае сначала читает или учитель, или хорошо читающий ученик, а дети затем повторяют за ним.
Упражнение финиш. Учащиеся читают до определенного слова в тексте, обговоренного заранее. Также используется прием чтения со звуковыми помехами, упражнение Эхо, таблицы Шульте, которые тренируют учениц на быстрое нахождение искомой цифры или буквы.
Упражнения:
1.   Чтение отрывков с разным темпом: медленно, быстро, плавно, протяжно;
2.   Чтение отрывков на время
3.   Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям
Сознательность чтения - понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идеи, его образов и роли художественных средств, а также собственным отношением ученика к изображаемому. Учащиеся находят  в тексте трудные слова и несколько раз прочитывают  их по слогам, находят  их лексическое значение.
Упражнения для развития осознанного чтения делятся на две группы:
Первая группа - логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
2.Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Липа, береза, ель, сосна; Зеленый, красный, синий, желтый;
3.Какое слово лишнее и почему?
4.Чем похожи следующие слова?
5.Путем перестановки букв составь слово.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза; кора, лото, боксер; молоко, нерест, тарелка.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
Вторая группа - игры со словами.
1.Найди слово в слове.
2.Подбери пару.
3.Закончи предложение.
4.Шарады.
5.Ребусы.
6.Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
7.Найди животное среди строк.
8.К выделенному слов подбери нужные по смыслу слова.
Выразительность чтения – подразумевает способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему. Формируется в процессе анализа произведения.
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на
вопросы.
2. Расположи вопросы по порядку содержания
текста.
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран верно.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку
содержания текста.
Работа над выразительностью чтения включает: тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата, работу над компонентами интонации, упражнение детей в выразительном чтении произведения после его анализа.
- чтение слова с разными оттенками интонации
- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации
 - прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста
- чтение по ролям, в лицах
Большой эффект достигается с использованием на уроках таблиц гласных и согласных букв, слоговых таблиц, практика чтения  по слогам, а затем, целыми словами.

Таким образом, для достижения прочного результата, необходимо систематично и целенаправленно применять приемы на развитие сразу всех четырех показателей качества чтения.
В результате обработки данных обнаружилось значительное повышение скорости чтения учащихся, правильности  и осознанности чтения. Выросло число учеников читающих по слогам и целыми словами, умеющих правильно произносить слова, выделять ударение и способных ответить на вопросы по прочитанному тексту, имеющих осознанное чтение.
Анализ проделанной работы показывает эффективность определенных методов и приемов формирования техники чтения первоклассников, а также зависимость положительного результата от комплексного решения и систематичности в работе над всеми четырьмя основными характеристиками правильного чтения.

                                                                                                                                    Суетнова Т.Е.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...