Обмен опытом в рамках МО классных
руководителей.
«Создание условий для повышения лидерских
качеств и поддержке общественной значимости и инициативы учащихся.
Кл.рук. 11 класса Хруслова С.В.
Развитие
лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека.
Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением
человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, а тем
более для класса, данная проблема актуальна. Кто-то из класса начинает вести
себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других.
Учащиеся класса, в процессе формирования коллектива условно разделяются на два
лагеря: ведущих и ведомых.
Лидерство – сложное и
неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее
совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов): ситуации,
свойств группы и личностных характеристик лидера
Лидер – это член группы,
обладающий определенными индивидуально-психологическими и личностными
характеристиками, обусловливающими развитие способности вести за собой других
членов группы, влиять на групповые настроения, мнения, нормы, на формирование
ценностных ориентаций в группе.
Каждый ребенок в душе - лидер.
Ему нужно дать раскрыться...
Выделяют несколько главных качеств,
которые необходимы лидеру:
Ответственность.
Адекватная самооценка.
Эмоциональный интеллект.
Высокая концентрация внимания.
Эмпатия.
Упорство и терпеливость.
Обаяние и харизма.
Планирование саморазвития.
Как развить качества лидера?
Развитие лидерских качеств
требует постоянной работы над собой.
Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует
придерживаться несколько важных рекомендаций:
Правильно
поставить цель может не каждый. Конечный результат многим представляется
слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем
яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
Не
упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать
является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего
случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
Не
бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии
как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо
во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к
развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых
ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и
развитие лидерских качеств.
Необходимо
всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением
диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не
стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании
заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
Наблюдайте
за другими и перенимайте у них положительный опыт. С самого детства
перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им
завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и
профессиональных качеств.
Таким образом, для развития
лидерских качеств требуется знание теоретических основ, максимальная направленность
на практику и анализ результатов с целью усовершенствования применяемых приемов
и методов.
В вверенном мне классе, я
использую следующие:
1.Приветствие
Поздоровайтесь со всеми в
группе как
- человек, у которого отличное
настроение
- человек, который не уверен в
себе
- человек, самый счастливый,
получивший хорошее известие
- человек, у которого нечиста
совесть
- человек, только что
проигравший важнейшее в жизни соревнование
- человек, который ощущает
себя лидером
Что мы сейчас делали?
(примеряли на себя разные роли)
Какой способ приветствия был
для вас самым привлекательным?
Какой способ не понравился?
Как было здороваться легко/
трудно?
Мы в жизни имеем множество
ролей: мы бываем – педагогами, управленцами, мамами, дочками, и т.д.
При этом мы бываем довольны
собой, рассержены, спокойны, беззаботны и т.д.
В зависимости от этого
меняется не только наше настроение, но и может меняться имя.
Как я могу назвать себя когда:
У меня добродушное настроение…
(записать на листочке)
У меня ворчливое настроение…
Мое имя внушает величие и
силу…
Когда я люблю себя…
Когда я чувствую себя лидером…
Это последнее имя или псевдоним запишите на своей визитке
и прикрепите ее на груди
“Имидж лидера”
Дайте определение понятию
“лидер” и создайте образ лидера, что включает словесное описание личностных и
профессиональных качеств, внешнего вида, стиля поведения, одежды, отличительных
значков и т.д.
Портрет (Коллаж) «Настоящий лидер»
Работа в мини-группах (по 4—5 человек).
Ведущий: Каждой группе нужно будет создать
коллаж на тему: «Настоящий лидер - это...» Для этого вы получите необходимые
материалы, которые можно будет использовать при создании вашего коллажа. Время
работы ограничено (15 минут), поэтому постарайтесь работать быстро и
согласованно.
Представление и просмотр получившихся работ.
Обратная связь друг другу (10—15 минут).
“Ринг ситуаций”.
Команде предлагается
разделиться на две группы. Первой группе дается задание придумать конфликтную
ситуацию, а второй группе – разрешить ее. При этом нужно найти вариант
сотрудничества с оппозиционером, не обидев другую сторону, отстояв свою точку
зрения.
6. “Сидячий круг”
Участники встают в круг,
прижимаясь друг к другу плотно плечами. Затем ведущий просит ребят развернуться
в одну сторону так, чтобы каждый участник увидел затылок впереди стоящего
человека. Затем сделать шаг вовнутрь круга. Следующее задание – придумать фразу
или вспомнить какую-нибудь песню и спеть. Но прежде, чем участники начнут петь
или говорить фразу попросить всех на три счета присесть друг другу на колени и
в таком положении пройти по кругу
7. “Публичное выступление”
Участникам предлагается
выступить перед аудиторией с речью на одну из следующих тем: “Современный
подросток и общество”, “Счастливый человек – кто он?”, “Я и мои друзья”,
“Портрет идеального учителя”, “Будущее России”.
8. Игра «Паровозики» (в мини-группах)
Ведущий:
сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Каждый из вас по
очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и
распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д.
Условие проведения:
Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет
«локомотивом», важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой
«вагончики», которые будут с закрытыми глазами. Задача для каждого участника:
запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».
Обсуждение:
Ваши ощущения, когда вы были «
локомотивом», « вагончиком»?
Что было сложно?
В какой роли больше понравилось, почему?
9. Игра «Ведущий телепередачи»
Цель игры: Развитие умения брать на себя
ответственность. Умение планировать и реализовывать поставленные цели, работая
в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности.
Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся на
необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего
разных программ.
Остаемся в тех же подгруппах, как на
«паровозиках» (по 5—6человек). Вы побываете на нескольких передачах. На каждую
программу команде необходимо выбирать телеведущего, без повторов участников.
Первая передача «Новости»
Вторая передача «Спорт»
Третья передача «Самый умный»
Четвертая передача «Про животных»
Пятая передача «Культура»
Обсуждение итогов игры (10—15 минут).
1. Сложно ли было в роли телеведущего
(продумывать, организовывать и реализовывать свои сценарии)?
2. Кто из телеведущих вам понравился больше
всего, почему?
3. При обсуждении и планировании сценария
трудно ли было договориться между собой?
4. Что вы делали для того, чтобы прийти к
сотрудничеству и взаимопониманию в группе?
Комментариев нет:
Отправить комментарий