Критериальное оценивание – важный
фактор процесса обучения
Андреева А. В.
Неотъемлемой частью содержания образования является
объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.
Цель работы творческой группы: раскрыть место
оценивания в современном образовательном процессе как способа определения
степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
В последнее время мы все
чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально
грамотным.
Но в, то, же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность
такого ученика, по каким позициям, критериям?
Современная система оценивания обладает и достоинствами.
Без этого она не могла бы существовать так долго.
Во-первых, это простота.
Во-вторых, традиционность, укорененность в
казахстанской школе.
В-третьих, во многом вытекающая из двух
первых пунктов понятность для всех субъектов процесса (учеников, учителей,
родителей, администрации).
В-четвертых, универсальность, позволяющая
применять ее в различных образовательных системах.
В-пятых, очевидная сила воздействия. «Как
убеждает опыт работы учителей, цифровая система оценивания при всех своих
недостатках является весьма надежной и эффективной».
К достоинствам стандартной системы можно
отнести и далеко пока не исчерпанный потенциал модернизации. Таким образом,
пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но
вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.
Недостатки существующей системы оценивания
·
Отсутствуют
четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные
учащимся, родителям и педагогам;
·
Педагог
выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не
на достижение каждым учеником единых критериев;
·
Существующая
система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их
усвоения.
·
Отметки,
выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов
знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не
позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.
·
Отсутствует
оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не
способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
·
Трудность
ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
На сегодняшний день
существует огромное количество оценочных техник, альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное
оценивание разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной
академией образования им. Ы . Алтынсарина.
Критериальное оценивание
– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений
учащихся с четко определенными, коллективно
выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса
(учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию
образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности
учащихся. Смысл
критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное
оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять
цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Мероприятия по
внедрению критериального оценивания в процесс обучения осуществляются через:
Прохождения курсов повышения квалификации,
Создание нормативно-правовой базы;
Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;
Определение процедур оценивания;
Разработка и проведение уроков с использованием критериального
оценивания.
Разработка и применение критериального оценивания в
гимназии осуществляется поэтапно.
1 этап. Изучение нормативных документов, методик, процедур, регламентирующих применение системы критериального оценивания.
1 этап. Изучение нормативных документов, методик, процедур, регламентирующих применение системы критериального оценивания.
На
начальных этапах изучаются теоретические основы критериального оценивания на
опыте НИШ. Изучение
психолого-педагогическо и методической литературы по проблеме оценивания
учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции, изучение
организационно-нормативных документов Республики Казахстан об образовании,
изучением отечественного и зарубежного опыта организации критериального
оценивания
Содержание
системы критериального оценивания регламентируется следующими
инструктивно-методическими и правовыми документами:
Содержание системы
критериального оценивания регламентируется
следующими
инструктивно-методическими документами:
• Государственный
общеобязательный стандарт образования (начальное,
основное среднее, общее
среднее);
• Учебная программа;
• Учебный план;
• Порядок проведения
критериального оценивания учебных
достижений
обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные
программы;
• Руководство по
критериальному оцениванию для учителей начальной
2 этап. Внедрение в образовательный процесс модели и технологии критериального
оценивания.
Процесс критериального оценивания активно внедряется в 1-х классах
гимназии. Для сбора данных об успеваемости и прогрессе
в обучении учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется два вида
оценивания: Формативное оценивание (ФО) и Внутреннее Суммативное Оценивание
(ВСО). В совокупности ФО и ВСО составляют оценку на базе школы и используются
для получения промежуточных и итоговых годовых оценок. ФО и ВСО применяется по
всем предметам.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью
процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение учебного процесса.
Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между учащимся и
учителем без выставления баллов и оценок.
В примере письменной обратной связи, предоставленной
учащемуся, учитель «настраивает» учащегося на успешное выполнение задания и
исправление ошибки ( образец на слайде)
ФО позволяет принять решение о достижениях учащихся за четверть или год и
не рассматривается как дополнительные упражнения или тестовые задания.
Различные
техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении
непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности
включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. В повседневной практике формативного оценивания можно
использовать различные методы для измерения уровня усвоения, прогресса
учащихся. Различные техники
формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания
процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот
процесс через взаимооценивание и самооценивание. Перечень техник большой, но в данном случае мы предлагаем описание некоторых из них для
использования не только в начальной
школе. Данные техники активно используются учителями гимназии.
Суммативное оценивание проводится для определения и
фиксирования уровня усвоения содержания учебной программы за определенный
период обучения.
Суммативное оценивание проводится в течение четверти
(суммативное оценивание за раздел/сквозную тему), в конце четверти (суммативное
оценивание за четверть) и по завершении уровня образования (основная, старшая
школа).
С этой целью учителями первых классов был составлен план
суммативного оценивания на учебный год с указанием периодов, методов,
контрольных заданий по всем видам суммативного оценивания.
С целью отслеживания прогресса учащегося учителю
следует хранить работы, выполненные учащимися за определенный период обучения.
Портфолио учащихся направлено на повышение объективности и прозрачности
оценивания результатов учащихся. Портфолио – это целенаправленный сбор работ
учащегося, которые показывают его результаты обучения, прогресс и учебные
достижения по одному или нескольким предметам в определенный период учебного
года.
Данные портфолио имеются у учащихся первых классов.
Портфолио включает работы учащихся, выполненные при
суммативном оценивании за разделы/сквозные темы и за четверти с критериями
оценивания и схемами выставления баллов, рефлексию учащегося и обратную связь
учителя с рекомендациями. Оно может также включать рабочие тетради,
нарисованные учащимися картинки, фотографии учащихся в процессе выполнения
практических заданий, результаты выполненных учащимися исследований,
комментарии учителя к работам. Некоторые работы учащихся могут храниться в
электронной версии.
Представление результатов, осуществляется через:
ПОРТФОЛИО • Суммативные работы за разделы, четверти •
Рекомендации, отзывы, обратная связь учителя
КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ • Посещение занятий учащимися • Темы
уроков
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ • Баллы за суммативные работы (за
раздел, четверть) • Четвертные и годовые оценки
ТАБЕЛЬ УЧАЩЕГОСЯ • Четвертные и годовые оценки
Таким образом, обучение подразумевает не столько
передачу знаний, сколько всестороннее развитие личности учащегося. Информацию о
том, насколько успешно проходит обучение, и в чем учащиеся испытывают
затруднения должна предоставлять эффективная система школьного оценивания. Для
этого используется система критериального оценивания. В системе критериального
оценивания осуществляется переход от простого субъективного фиксирования
количественных отметок к предоставлению качественной и объективной оценки. В
ходе оценивания результатов обучения будут введены суммативное оценивание с
выставлением баллов и формативное оценивание с предоставлением обратной связи.
В помощь учителю при планировании и организации процессов формативного и
суммативного оценивания учебных достижений обучающихся подготовлены
практические рекомендации. В частности, набор примеров использования различных
видов (форматвиное и суммативное) и форм проведения оценивания (групповая,
парная, индивидуальная), составления критериев оценивания, предоставления
обратной связи, выставления оценок и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий