понедельник, 26 февраля 2018 г.

      Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения

  Андреева А. В.
Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.
Цель работы творческой группы: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
В последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным.
      Но в, то, же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям?
Современная система оценивания обладает и достоинствами. Без этого она не могла бы существовать так долго.
Во-первых, это простота.
Во-вторых, традиционность, укорененность в казахстанской школе.
В-третьих, во многом вытекающая из двух первых пунктов понятность для всех субъектов процесса (учеников, учителей, родителей, администрации).
В-четвертых, универсальность, позволяющая применять ее в различных образовательных системах.
В-пятых, очевидная сила воздействия. «Как убеждает опыт работы учителей, цифровая система оценивания при всех своих недостатках является весьма надежной и эффективной».
К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.
Недостатки существующей системы оценивания
·         Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
·         Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
·         Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
·         Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.
·         Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
·         Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
На сегодняшний день существует огромное количество оценочных техник, альтернативой традиционной системе оценивания является критериальное оценивание разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образования им. Ы . Алтынсарина.



Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.   
Мероприятия по внедрению критериального оценивания в процесс обучения осуществляются через:
Прохождения курсов повышения квалификации,
Создание нормативно-правовой базы;
Подготовка учителей и родителей к новой системе оценивания;
Определение процедур оценивания;
Разработка и проведение уроков с использованием критериального оценивания.
Разработка и применение критериального оценивания в гимназии  осуществляется поэтапно.
         1 этап.  Изучение нормативных документов, методик, процедур, регламентирующих применение системы критериального оценивания.
         На начальных этапах изучаются теоретические основы критериального оценивания на опыте НИШ.    Изучение психолого-педагогическо и методической литературы по проблеме оценивания учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции, изучение организационно-нормативных документов Республики Казахстан об образовании, изучением отечественного и зарубежного опыта организации критериального оценивания
Содержание системы критериального оценивания регламентируется следующими инструктивно-методическими и правовыми документами:
Содержание системы критериального оценивания регламентируется
следующими инструктивно-методическими документами:
• Государственный общеобязательный стандарт образования (начальное,
основное среднее, общее среднее);
• Учебная программа;
• Учебный план;
• Порядок проведения критериального оценивания учебных
достижений обучающихся в организациях образования, реализующих   общеобразовательные учебные программы;
• Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной

2 этап. Внедрение в образовательный процесс модели и технологии критериального оценивания.
       Процесс критериального  оценивания активно внедряется в 1-х классах гимназии. Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении учащихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется два вида оценивания: Формативное оценивание (ФО) и Внутреннее Суммативное Оценивание (ВСО). В совокупности ФО и ВСО составляют оценку на базе школы и используются для получения промежуточных и итоговых годовых оценок. ФО и ВСО применяется по всем предметам.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение учебного процесса. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между учащимся и учителем без выставления баллов и оценок.
В примере письменной обратной связи, предоставленной учащемуся, учитель «настраивает» учащегося на успешное выполнение задания и исправление ошибки  ( образец на слайде)
ФО позволяет принять решение о достижениях учащихся за четверть или год и не рассматривается как дополнительные упражнения или тестовые задания.

Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. В повседневной практике формативного оценивания можно использовать различные методы для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся. Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание. Перечень техник большой, но в данном случае  мы предлагаем описание некоторых из них для использования  не только в начальной школе. Данные техники активно используются учителями гимназии.

Суммативное оценивание проводится для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебной программы за определенный период обучения.
Суммативное оценивание проводится в течение четверти (суммативное оценивание за раздел/сквозную тему), в конце четверти (суммативное оценивание за четверть) и по завершении уровня образования (основная, старшая школа).
С этой целью  учителями первых классов был составлен план суммативного оценивания на учебный год с указанием периодов, методов, контрольных заданий по всем видам суммативного оценивания.

С целью отслеживания прогресса учащегося учителю следует хранить работы, выполненные учащимися за определенный период обучения. Портфолио учащихся направлено на повышение объективности и прозрачности оценивания результатов учащихся. Портфолио – это целенаправленный сбор работ учащегося, которые показывают его результаты обучения, прогресс и учебные достижения по одному или нескольким предметам в определенный период учебного года.
Данные портфолио имеются у учащихся первых классов.
Портфолио включает работы учащихся, выполненные при суммативном оценивании за разделы/сквозные темы и за четверти с критериями оценивания и схемами выставления баллов, рефлексию учащегося и обратную связь учителя с рекомендациями. Оно может также включать рабочие тетради, нарисованные учащимися картинки, фотографии учащихся в процессе выполнения практических заданий, результаты выполненных учащимися исследований, комментарии учителя к работам. Некоторые работы учащихся могут храниться в электронной версии.

Представление результатов, осуществляется через:
ПОРТФОЛИО • Суммативные работы за разделы, четверти • Рекомендации, отзывы, обратная связь учителя
КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ • Посещение занятий учащимися • Темы уроков
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ • Баллы за суммативные работы (за раздел, четверть) • Четвертные и годовые оценки
ТАБЕЛЬ УЧАЩЕГОСЯ • Четвертные и годовые оценки


Таким образом, обучение подразумевает не столько передачу знаний, сколько всестороннее развитие личности учащегося. Информацию о том, насколько успешно проходит обучение, и в чем учащиеся испытывают затруднения должна предоставлять эффективная система школьного оценивания. Для этого используется система критериального оценивания. В системе критериального оценивания осуществляется переход от простого субъективного фиксирования количественных отметок к предоставлению качественной и объективной оценки. В ходе оценивания результатов обучения будут введены суммативное оценивание с выставлением баллов и формативное оценивание с предоставлением обратной связи. В помощь учителю при планировании и организации процессов формативного и суммативного оценивания учебных достижений обучающихся подготовлены практические рекомендации. В частности, набор примеров использования различных видов (форматвиное и суммативное) и форм проведения оценивания (групповая, парная, индивидуальная), составления критериев оценивания, предоставления обратной связи, выставления оценок и др. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...