ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Андреева
Алла Владимировна
Утвержденный Правительством РК
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на
2012 – 2016 годы предполагает обновление содержания образования с ориентацией
государственных стандартов и учебных программ на компетентностный подход и
функциональную грамотность. [4]
Одним из условий успешного образования
является сформированность ключевых компетенций. Только организованное обучение,
создание определённых педагогических условий влечёт за собой целостное, умственное развитие человека.
Между тем, главным звеном по-прежнему остается чтение, которое становится, по
выражению специалистов, ключом к веку информации. Прежде всего, навык чтения должен развиваться в рамках курса
литературное чтение как базового для развития речевых компетенций учащихся. Специфика
литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает
его ведущим в системе формирования функциональной грамотности.[2, с. 18]
Читательская компетентность тесно
связана с функциональной грамотностью.Каждого ребёнка можно научить читать,
однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного,
что требует совершенствования и
изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников,
осмысления процесса формирования читательской грамотности, требуют уточнения
педагогические условия формирования читательской компетенции младших
школьников. Для получения целостного представления об особенностях процесса формирования
читательской компетентности младших школьников разработана педагогическаямодель, состоящая из следующих
блоков: целевого, концептуального, содержательного, деятельностного, и
критериально – оценочного.
Педагогическая модель формирования читательской компетентности младших
школьников – это системное образование, определяющее процессуальное,
организационное и методическое сопровождение формирования основ читательской
компетентности в начальных классах путем повышения результативности совместной
деятельности учителя и ученика, разработки технологии продуктивного чтения,
выработки педагогических условий, рефлексии и учета результативности
читательской деятельности.
Модель формирования
читательской компетентности младших
школьников.
Целевой
блок
Цель: формирование читательской
компетенциимладших школьников
|
||||||||||
|
||||||||||
|
Концептуальный блок
|
|||||||||
Подходы
|
|
Принципы
|
||||||||
Деятельностный
Личностно-ориентированный
Компетентностный
|
|
Принцип отбора качественного
содержания учебного материала
Принцип учёта индивидуальных
особенностей учащихся
Принцип непрерывной связи
теории с практикой
Принцип тематического и
жанрового разнообразия детского чтения
|
||||||||
|
||||||||||
Содержательный
блок
|
||||||||||
Структурные элементы читательской
компетенции
|
||||||||||
Личностно-ценностные компетенции
|
Учебно-познавательные
компетенции
|
Информационно-
коммуникативные компетенции
|
||||||||
Функции
|
||||||||||
Социальная Гедонистическая Образовательная
Развивающая Коммуникативная Информационная
|
||||||||||
|
||||||||||
Деятельностный
блок
|
||||||||||
Деятельность учителя
|
|
Технология продуктивного чтения
|
|
Деятельность ученика
|
||||||
-Внедрение методики
формирования читательской компетентности
-Эффективное использование
информационных ресурсов и книжного окружения.
-Создание педагогических
ситуаций, мотивирующих ученика к получению новой информации.
- Осуществление рефлексии.
|
-Поисково-аналитический этап
- Практико-реализующий этап
- Контрольно-оценочный этап
|
-Проявление активности
учащегося как субъекта читательской деятельности при освоении компетенций.
-Выбор книг для
самостоятельного чтения по силам и интересам.
-Совершенствование качеств
навыка чтения, включение в диалог с текстом и автором произведения.
-Самоконтроль понимания
прочитанного.
|
||||||||
Критериально - оценочный блок
|
|
|||||||||
Мотивационный критерий
|
Когнитивный
критерий
|
Деятельностный
критерий
|
Уровни:
Высокий
Средний
Низкий
|
|||||||
Наличие у учащихся личностного
отношения к чтению
|
Умение оперировать полученной
информацией
|
Полноценное восприятие
литературного текста
|
||||||||
Сформированность потребности в
чтении
|
Сформированность навыков чтения
|
Наличие литературоведческих
представлений
|
||||||||
Сформированность читательской
самостоятельности
|
Степень развития
умений учебного сотрудничества
|
Наличие у учащихся
читательского кругозора
|
||||||||
Результат: Сформированность читательской
компетентности младших
школьников
|
||||||||||
Рис.1
Целью
технологии продуктивного чтения является формирование правильной читательской деятельности,
умение самостоятельно понимать текст. Понимание текста - это
вычитывание трех видов текстовой информации. Технология включает в себя 3
этапа работы с текстом.
I этап.
Работа с текстом до чтения
II этап.
Работа с текстом во время чтения
III
этап. Работа с текстом после чтения
Целью пред текстовыми стратегиями является актуализация или знакомство с
важными понятиями, терминами, ключевыми словами - прогнозирование содержания. С
позиции пробуждения интереса к чтению считаю наиболее продуктивными следующие пред
текстовыестратегии: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Предваряющие вопросы», «Рассечение
вопроса», «Алфавит за круглым столом».
Целью стратегий текстовой деятельности на исполнительной фазе чтения является
развитие его механизмов.
Поэтому
наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой
различной форме, с руководствами по чтению, с многочисленностью вариантов
работы со словом, рубрикацией и системной организацией, с догадкой на основе
контекста и с мнением, базирующимся на тексте. Например,«Чтение про себя с пометками».
Данная
стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Еѐ
целью является мониторинг понимания читаемого текста и его анализ. Читатель
делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения. Чтение с
пометками чаще всего используется при чтении научно-познавательных текстов.
++
|
—
|
+ новое
|
? обсуждение
|
Одной из проблем
является непонимание и невнимание к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда
от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя
понять правильно текст. Особенность работы над ключевыми словами состоит
в вычитывании, что является составляющей
читательской грамотности.[1, с. 11-13]
Существует много интересных приёмов и
заданий в работе со словом.
1.Работа с текстами, где надо найти
неверное слово и исправить его.
2. Работа с многозначными словами.
3.Работа с фразеологизмами.
4.Расшифруй предложение и составь по
нему рассказ.
Стратегии после текстовой деятельности
связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного,
происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Стратегии после текстовойдеятельности: «Отношение
между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Проверочный лист».
Что дает
такая работа с текстами?Это
позволит организовать процесс формирования компетентного читателя с учетом
мотивационного, деятельностного и когнитивного критериев, характеризующих три
уровня сформированности основ читательской компетентности младших школьников. Технология продуктивного чтения позволяет также развивать
у школьников и навыки критического мышления высокого уровня.
Таким образом, формирование читательской
компетентности младшего школьника требует целенаправленной и систематической
работы. Современная школа нуждается в разработке таких заданий, которые
стимулируют активность ученика на уроке, которые помогут выстроить систему
работы в классе, направленную на развитие восприятия художественного текста,
развитие речи, начитанности, воспитания устойчивого интереса к книге, к чтению.
Эффективное
внедрение, предложенных педагогических условий, способствующих формированию
основ читательской компетентности младших школьников, позволяет сделать ряд практических
рекомендаций для учителей:
1.
Чтобы повысить уровень сформированности читательской
компетентности младших школьников можно опираться на технологию продуктивного
чтения.
2.
Структура технологи продуктивного чтения должна
представлять собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа
с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
3.
Данная
технология эффективно используется при работе с любыми текстами, любой
информацией. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего
мира, истории и даже иностранном языке.
Продуманная
и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку
из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально
– нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Литература.
Книги,
монографии, сборники:
1. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н.
Развитие читательского интереса младших школьников. – М.: Ментор. – 2007. – №1.
– С. 11-13.
2. Алексеевская А.Т. Формирование
читательских интересов младших школьников. – М., 2008. – С. 18.
3. Колганова Н.Е. Читательская
компетентность учеников начальных классов и условия её формирования //
Перспективы развития современного научного знания: сб. науч. тр. Чебоксары:
Учебно-методический центр, 2012. С.69-73.
Электронные
ресурсы:
4.
Национальный план действий по развитию
функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы, утвержденный
постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 [Электронный
ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: http://www.testent.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий