Применение
информационно - коммуникационных технологий на уроках английского языка.
В современном обществе человек в
своей повседневной и профессиональной жизни сталкивается с необходимостью
знания иностранного языка. Знание английского языка является категорией
востребованной в практической и интеллектуальной деятельности человека. Иностранные
языки определяют в настоящее время языковую политику страны.
Во все времена знания иностранного
языка считалось признаком культуры, образованности. По мнению многих
специалистов, вполне овладеть родным языком – т.е. оценить все его возможности,
- можно, только изучая какой-нибудь иностранный язык.
Многоязычие для нашего государства –
это и требование времени, и уже существующая реальность. Целью образования на
современном этапе становятся не только знания, но и формирование таких ключевых
компетенций как полиязычие, евразийская поликультурность и коммуникативность,
которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в обществе. Для
реализации данной цели у нас осуществляется раннее обучение английскому языку,
а также его углубленное изучение в классах основной и средней школы.
Главная цель учителя – это
развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное
самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей
несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностей
операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и
самосовершенствованию.
На продуктивном этапе дети
воспроизводят то, чему они научились за урок.
Здесь я использую следующие виды работ: ответы на
вопросы к тексту, составление диаграмм, составление кластера, завершение
предложений, текста или какой-либо истории.
Данный подход к изучению английского
языка помогает сделать новый материал более понятным, более доступным, повышает
мотивацию к изучению иностранного языка, формирует поликультурную личность, что
является одной из главных задач современного образования.
Решение поликультурного образования требует
использования активных методов обучения и воспитания.
В методике преподавания иностранных языков известны разные
средства развития коммуникативных способностей, оно связано с применением информационных технологий.
Однако, возникает вопрос: как использовать потенциал
информационно-коммуникационных технологий для развития иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся, как ввести в урок английского языка
новые технологические средства оптимально и органично, придав занятию
зрелищность, эмоциональную окраску и не сломав при этом его логическую
структуру?
Я исходила из того, что в случае
использования разных вариантов сочетания информационных технологий как способа
решения коммуникативных задач можно добиться оптимизации учебного процесса,
результатом которого будет являться овладение учащимися навыками устной речи,
активизации и стимулирования их познавательной деятельности и повышения
качества успеваемости.
Мы
разработали и апробировали несколько типов уроков, в основу классификации
которых заложили принципы:
–
“от простого к сложному”: постепенного усложнения используемых элементов
информационно-коммуникационных технологий;
–
учета возрастных особенностей детей, степени владения ими языковыми средствами;
–
индивидуализации и дифференциации обучения.
Более того, использование информационных технологий оказывает
неоценимую помощь в работе со слабыми учениками, для которых характерно
рассеянное внимание, быстрая утомляемость. В данном случае учителей опять же
выручают электронные опорные конспекты, видеоматериалы, презентации и аудиометериалы. Они очень удобны для
многократного повторения, дают возможность остановиться в любом месте,
вернуться к любому этапу урока, выделить главное. Ведь именно повторение
пройденного – один из наиболее эффективных способов достижения усвоения знаний.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс
– это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все
возможное для модернизации образования и реализации социального заказа.
Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для
реализации творческих идей и учителя, и учеников.
Разумеется, что никакие новые технологии не смогут заменить
учителя на уроке, ведь только учитель может правильно организовать учебный
процесс, предложить учащимся работу в разных режимах, определить цель занятия,
которая должна быть достигнута, направить учащихся на ее достижение и помочь
им. Ничто не может заменить удовольствие и радость общения учителя и детей. А
компьютер – это средство, инструмент, дополнительная возможность в руках
учителя организовать учебный процесс так, чтобы обучающимся было интересно на
уроке, чтобы они активно принимали в нем участие, чтобы были достигнуты те цели
и задачи, которые ставит учитель, начиная урок.
За последние два года результатом нашей работы по применению
информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение учащихся в
овладении коммуникативными навыками. Это проявилось:
–
в развитии речевой компетенции. Так, обучающиеся среднего звена умеют
рассказывать о себе, семье и друге, составлять описание предмета или картинки в
объеме до 10 фраз. Ученики старших
классов владеют навыками написания личного письма объемом до 60-80 слов.
–
в развитие социокультурной компетенции – приобщении обучающихся к культуре,
традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения,
формировании умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения с использованием Интернет-технологий и
созданием мультимедийных проектов;
–
в развитии языковой компетенции (овладение знаниями, умениями и навыками,
выходящими за рамки государственного стандарта);
–
в развитии учебно-познавательной компетенции (умения ориентироваться в
современной иноязычной информационной среде и использовать их в своей
практической деятельности).
Таким образом, компьютерные технологии становятся
неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то
свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и
полезный опыт.
Литература
- Биболетова М.З. Мультимедийные средства как
помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
- Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного
языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
- Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем,
переводим, говорим. М., 2007.
- Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с
помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
- Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих
учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
- Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения
иностранным языкам. Якутск, 2004.
- Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М.,
2005, с. 152-159.
- Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках
иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
- Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий.
ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
- Потапова Р.К. Новые информационные технологии и
филология. СПБ., 2004.
- Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и
против. ИЯШ, №3, 1997
- Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение
дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с.
52-56.
- Телицина Т. Н. использование компьютерных
программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий