понедельник, 25 февраля 2019 г.


«Эффективные подходы к организации  деятельности учащихся в рамках обновленного содержания образования

Рубашова Т.С. учитель изобразительного искусство и черчения
 

Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений человека, успешного в XXI веке.
Это:
- навыки работы в команде (креативность, критическое мышление, групповая работа);
- лидерские качества;
- инициативность;
- IT-компетентность (айти-компетентность);
 - финансовая и гражданская грамотность и другие.
Современный человек за 1 месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII (семнадцатого) века за всю жизнь. Информация в мире удваивается каждые два года, что делает невозможным и бесполезным простое ее заучивание. Для того, чтобы подготовить школьника для жизни в таких условиях, уже недостаточно академических знаний, функциональных навыков, личностных компетенций и отношений. Необходимы абсолютно новые качества – метапознания, метакомпетенции.
Метапознание  - это способность анализировать собственные мыслительные стратегии «размышлять о мышлении» - и управлять своей познавательной деятельностью.
Метакомпетенция – это группа универсальных компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию всех профессиональных компетенций.
В Обзоре среднего образования в Казахстане, сделан вывод о том, что академические предметы преподаются с упором на теорию, не уделяется должного внимания их возможному практическому приложению, в результате чего ученики не способны в достаточной мере эффективно применять и использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Инновационный подход к подготовке учебных материалов нового поколения, изменение их функций и способов использования в образовательной практике являются одной из составляющих модернизации образования. Этот процесс сопровождается существенными качественными изменениями в педагогической теории и практике. Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании   невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать наверно практически невозможно.
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к кадровому ресурсу: подготовка педагогов к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях существенно возросшей индивидуализации образовательного процесса. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
Сегодня каждого педагога интересуют вопросы:
– В чем разница обновленного содержания образования от ныне действующего?
– Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
– Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
– В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
               В настоящее время очень много мы говорим о технологизации учебного процесса, о преимуществах внедрения тех или иных педагогических инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся очень много. И мы бьёмся над вопросами как повысить мотивацию учащихся, как сделать школу местом SMART-образования? Так как мы живем в SMART-обществе, или, другими словами, – в умном обществе. Это значит, мы окружены техническими средствами и различными сервисами, которые должны улучшить все аспекты нашей жизни. Главный аспект SMART-образования – гибкое обучение в интерактивной образовательной среде на основе использования мобильных устройств с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе, позволяющее расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей: обучение становится доступным везде и всегда.
Говоря о SMART обучение, мы не можем не сказать о SMART целях. Если мы должны уметь работать в умном обществе, то и  целеполагание – это, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование должно быть умными – это означает – SMART.
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
·        сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
·        соотносимы с типом и содержанием урока
·        личностно ориентированы
      воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.
• S = Конкретными 
• M = Измеримыми 
• A = Достижимыми 
• R = Реалистичными 
• T = Ограниченными во времени 
Предоставление ученикам возможности самостоятельно формулировать цели своего урока, на основании уже имеющихся знаний, конструировать новое знание, выделять главное. Уметь анализировать и синтезировать.  Разумеется, этому подходу надо учить и, в первую очередь, самих учителей.
Для того чтобы своевременное реагирование на потребности учащихся, быть гибкой и постоянно уметь подстраиваться под потребности ученика существует много различных – SMART сервисов, и образовательных платформ. Использование в комплексе различных сервисов, образовательных платформ приблизит  нас к выполнению заказа общества, а именно подготовить выпускника с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Следующее не менее важное направление - формирование конкурентоспособной личности. В связи с этим мы учителя выполняя заказ общества должны в стенах школы подготовить выпускника с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования предполагает, что обучение должно быть активным, оно должно проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.
Итак, что требуется от учителя? Это умение:
Ожидаемый результат
-формулировать учебные цели для   достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
-использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
-создавать условия для опережающего развития учащихся в личностно-деятельностной направленности;
-создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
-готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
-оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем сформированное ряда компетентностей:
Специальная компетентность - способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
Социальная компетентность - способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения;
Образовательная компетентность - интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
Что же требуется от ученика? Это умение:
Ожидаемый результат
-использовать возможности выстраивать индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала);
- усваивать умения, способы, приемы своей деятельности;
-использовать   знания, умения и навыки и имеющуюся информацию для разрешения учебных ситуаций.
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана.
Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.
Учебно-познавательная компетенция - обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося.
Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках.
Информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться при помощи реальных технических объектов и информационных технологий.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических и политических общественных отношений.
Компетенция личностного саморазвития предполагает формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности.
Анализ текущей ситуации показывает, что педагогам школы необходимо продолжить работу по развитию ключевых компетенций учащихся.
         Сегодня, учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, поэтому нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, то есть для привития практических навыков. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Новая модель обучения позволит более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.
Современные подходы, методы, технологий организации учебного процесса.
1) Исследовательский подход.
2) Ценностно-ориентированный подход.
3) Личностно-ориентированный подход.
4) Деятельностный подход.
5) Дифференцированный подход.
6) Компетентностный подход.
7) Системный подход.
8) Коммуникативный подход.
9) Интегративный подход.
10) Игровое обучение.
11) Проектный подход.
12) Использование информационно-коммуникационных технологий.
13) Кейс-стади.
14) Развивающее обучение.
15) Модульное обучение.
16) Проблемное обучение.
17) Индивидуальное обучение.
18) При организации учебного процесса по предметам художественно-эстетического цикла используется также художественно-технологический подход.
НОВОЕ  ПОКОЛЕНИЕ - НОВЫЕ  ПОДХОДЫ! В чем же конкретно основное отличие нового стандарта, нового содержания школьного образования?
Во-первых, это новые учебные программы, основанные на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, которые заложены в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации.
По известной в мировой педагогике Таксономии целей обучения Бенджамина Блума существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только 2 из 6 уровней познания - «знать» и «понимать». Новый же стандарт позволит достигнуть остальные 4 уровня познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».
Во-вторых, при проектировании содержания предметов использованы принцип спиральности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно - по темам и классам, переходя от простого к сложному. Он удобен для изучения, доступен и понятен как учащимся, так и педагогам. Принцип спиральности обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.
На это направлены также межпредметная интеграция и обучение через сквозные темы. Сквозные темы способствуют установлению внутрипредметных и межпредметных связей, формированию знаний, умений, ценностных ориентаций и норм поведения в сферах, имеющих точки соприкосновения со многими учебными предметами. Например, такие сквозные темы, как «Мир вокруг нас», «Моя семья и друзья», «Традиции и фольклор» и другие, включенные в учебные предметы, очень важны для формирования нравственных и патриотических ценностей у наших детей в процессе всей учебы.
В-третьих, обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения. Кроме того, работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы), который известен учащимся заранее. Четкая формулировка ожидаемых результатов позволит объективно оценить учебные достижения учащихся, определить индивидуальную траекторию развития каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей, а также повысит их мотивацию на развитие умений и навыков в обучении, улучшит качество образовательного процесса.
В-четвертых, в основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел». Идеи «Мәңгілік Ел» внедряются в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы. Содержание направлено на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, казахстанского патриотизма, развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации, укрепление светских ценностей и формирование осознанного неприятия молодежью идеологии терроризма и экстремизма.
В-пятых, вводятся новые предметы, которые заложат основу исследовательских навыков, формирования научного, созидательного мировоззрения, обеспечена непрерывность школьного естественнонаучного образования.
В-шестых, уровневое обучение казахскому и русскому языкам начинается с 1-го класса. В мире существует определенный стандарт обучения языкам, который содержит унифицированные требования к оценке уровня владения языком. В ней применяется методика уровневого обучения, которая с самого начала готовит к реальной межкультурной коммуникации. Учебная программа при коммуникативном подходе обучения языка является тематической. Такой подход гарантирует учащимся широкий спектр лексики, а не изолированные знания.
В-седьмых, внедряется  модель трехъязычного обучения. При этом приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне.
Хорошая школа — это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами — мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками. Работа в этом направлении будет продолжена в процессе реализации нового содержания образования. Таким образом, нам предстоит огромная работа, чтобы в срок реализовать все стоящие перед нами задачи, поставленные Главой государства. Общими усилиями мы сможем достичь желаемых результатов в таком важном для республики деле, как система школьного образования, ведь от этого зависят судьбы наших детей, нашего молодого поколения, и, соответственно, зависит будущее всей страны.



                                      

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...