Развитие
творческих способностей в процессе обучения на уроках художественного труда.
Учитель
художественного труда Носкова М.Б.
Коренные изменения в нашем обществе
создали предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое
отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых
образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.
Акцент делается на том, что качественно меняется роль учителя как участника педагогической реальности: не транслятор знаний,
а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса.
Художественный труд – это творческая
работа ребенка с различными материалами, в процессе, которой он создает
полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой
труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ученицы,
поскольку при создании красивых предметов она учитывает эстетические качества
материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Творчество способствует развитию сенсомоторики
- согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений,
гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система
специальных навыков и умений.
Процесс развития ребенка, в значительной
степени – процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка
дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы
ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так,
постепенно и последовательно, вырабатывается способность ориентироваться,
выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.
На уроках художественного труда особое внимание уделяю развитию навыков работы с различными
инструментами и материалами, что позволяет в дальнейшем генерировать новые идеи
с использованием различных материалов. Изготовление поделок требует от ребенка ловких
движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность,
а пальцы становятся гибкими. Мастерство рук — это материальное воплощение
любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы
в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Какую бы работу
мы не организовывали с девочками, главная цель — заинтересовать, показать
посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность
изготовленной собственноручно вещи; должны формировать чувство ответственности
за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить
кому-нибудь изделие). Для повышения творческих способностей в процессе обучения
на уроках художественного труда используются коллективные формы работы. Коллективная работа учащихся помогает
создавать интересные творческие многоплановые и красочные композиции,
положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие, способствует умению
согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в
сложных ситуациях. Формы объединения на уроках используются различные: парами,
небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую
композицию.
Для того чтобы детские работы были
интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать
творческую активность детей, обеспечить девочкам максимальную самостоятельность в деятельности,
не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной
фантазии возможность свободно заниматься
любимым делом.
В процессе работы особое внимание уделяется развитию
творческих и конструктивных способностей детей
с учетом индивидуальных возможностей ребенка: умения создавать
конструкции по образцу, словесной инструкции, развитию мышления, внимания,
зрительного восприятия, воображения детей. Данная деятельность способствует
развитию мелкой моторики рук и координации движений, воспитанию усидчивости, самостоятельности,
умения доводить начатое дело до конца.
Таким образом, с развитием творческих способностей
на уроках художественного труда у учащихся
также формируется умения и навыки работы с различными
источниками информации, развивается интеллектуальная и творческая активность,
девочки учатся планировать свою деятельность, осуществлять задуманное,
конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления. У девочек формируется
умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать выводы, возникает желание преобразовывать
окружающий мир.
Литература
1.
Комарова
Т.С. Детское художественное творчество. Методическое . пособие для воспитателей
и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005;
2.
Куцакова
Л.В. Творим и мастерим. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми
4 -7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008;
3.
Сухомлинский
В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1972.
4.
Халезова
Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя.
М.: Просвещение, 1984
Комментариев нет:
Отправить комментарий