Важнейшей стратегической задачей отечественного образования является, с одной
стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой
стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными
качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение
государственным, родным и иностранными языками.
Для учителя, преподающего язык со статусом государственного, особо
значимой в условиях модернизации школьного образования является задача
обеспечения качества обучения казахскому языку. К большому сожалению, в
процессе преподавания казахского языка
возникает ряд проблем. С целью их решения, исследовав в течение
нескольких лет тему «Стержневые линии», выявив ведущие знания по предмету, я представила их в технологических картах. Всего разработано
18 технологических карт, которые позволили мне составить карту типичных ошибок.
Систематизировав
типичные
орфографические и речевые ошибки,
выявив их причины, я сделала вывод о необходимости создания механизма
перевода знаний в речевой навык, т.е. разработки алгоритмов-инструкций,
позволяющих автоматизировать последовательное выполнение мыслительных
операций. Это позволило мне разработать
19 алгоритмов-инструкций.
Они представляют собой систему работы по
предупреждению орфографических ошибок, ошибок в словоупотреблении,
словообразовании и конструировании предложений.
Например, чтобы сказать на казахском языке предложение Ты сегодня
пойдешь к бабушке?, ученик должен выполнить следующие действия: 1) определить
тип предложения по цели высказывания; 2) если предложение вопросительное, чем
будет выражен вопрос: вопросительным словом или вопросительной частицей; 3) есть или нет в нем изафетное
словосочетание; 4) если есть, какое слово обозначает обладателя предмета, какое
– предмет обладания; 5) соответственно этому определить, какое слово в данном
словосочетании будет на первом месте, какое – на втором; 6) нужно ли
присоединять к слову, обозначающему обладателя предмета, окончание Ілік септік; 7) какому лицу
принадлежит предмет; 8) определить падежи имен существительных; 9) вспомнить
все варианты падежных окончаний данной падежной формы; 10) определить, какой
вариант нужен в данном случае; 11) указать наклонение глагола, его время, лицо
и число; 12) определить порядок слов в предложении. Выполнение этих действий в
строго определенной последовательности позволит ученику без ошибок сказать
предложение Ты пойдешь сегодня к бабушке?, активизировав и актуализировав при этом весь комплекс имеющихся знаний по
грамматике казахского языка.
Таким образом, обучение казахскому языку на основе
алгоритмов-инструкций способствует через актуализацию знаний по грамматике
русского языка осознанию учащимися отсутствующих в родном языке грамматических
явлений.
Прием
алгоритмизации - это система обоснований применения правила в
практике письма.
Учитель
предлагает учащимся четко выделить те признаки, по которым можно определить
написание необходимой орфограммы, причем подчеркивает, что эти признаки должны
быть расположены в строгом порядке. Такой порядок рассуждения, или алгоритм, на начальных этапах усвоения
составляется учащимися коллективно под непосредственным руководством учителя.
Рекомендации учителя дети должны записывать.
Таким
образом, учащиеся получают схему умственных действий по распознанию нужной
орфограммы или правила.
Использование
приема алгоритмизации в зависимости от характера изучаемого материала, степени
подготовленности класса требует большей или меньшей самостоятельности класса.
После усвоения учащимися сущности и полезности алгоритма проводятся упражнения.
Дети находят требуемые ответы, пользуясь алгоритмами, перенесенными на
карточку.
Первые
примеры разбираются коллективно. После некоторой тренировки карточки
закрываются, и учащимся предлагается во время письма вслух воспроизвести схему
работы.
Записывается
еще несколько примеров без устного воспроизведения схемы. Если учащийся забыл
схему работы, он может воспользоваться карточкой. По мере приобретения навыка
проводится «сокращение» логических операций; происходит «свертывание»
алгоритма.
В итоге учащиеся
должны научиться использовать алгоритм в
самостоятельной работе без комментариев вслух.
В орфографической
работе с опорой на алгоритмы могут быть выделены следующие моменты:
-
подготовительные упражнения, создающие базу для успешной работы с алгоритмами;
- ввод правила, на основе которого
строится рассуждение;
- подведение учащихся к пониманию
алгоритма, его структуры и техники
применения;
- тренировка в пооперационном
применении алгоритма;
- самостоятельная работа учащихся по применению алгоритма.
Прием
алгоритмизации применяется при обучении орфографии в форме разбора, например,
по так называемому альтернативному алгоритму или в форме разбора по
алгоритму-инструкции.
Таким
образом, я пришла к выводу о необходимости применения данного приема, отсутствующего
в методике казахского языка, в практике обучения предмету.
Алгоритмы по форме
разнообразны. Их можно использовать при изучении всех разделов грамматики.
В практике
обучения казахскому языку я разработала следующие алгоритмы-инструкции:
1. Алгоритм правописания.
2. Алгоритм составления изафетного
словосочетания.
3. Алгоритм определения формы падежа имени
существительного и слов, употребленных вместо имени существительного.
4. Алгоритм-инструкция «Времена
глагола».
5. «Собственно-настоящее время»
6. «Переходное настоящее время»
7. «Переходное будущее время»
8. «Очевидное прошедшее время»
9. «Давно прошедшее время»
10. «Неочевидное прошедшее время»
11. «Будущее предположительное время»
12. «Будущее с оттенком намерения»
13. Алгоритм-инструкция определения
грамматической формы глагола
14. Алгоритм-инструкция определения
грамматической формы имени существительного
15. «Грамматическая форма
местоимения»
16. «Грамматическая форма имени
прилагательного»
17.Алгоритм-инструкция
«Грамматическая форма имени числительного»
18. Алгоритм составления формы
возможности или невозможности выполнения действия
19. Алгоритм составления предложения.
Применение
предложенной системы позволяет учителю
алгоритмизировать собственную деятельность и процесс обучения казахскому языку,
что обеспечивает:
1.Развитие личностного опыта учителя,
его субъективности.
2.Росту профессионализма.
3.Совершенствованию педагогического
мастерства.
4.Формированию методической
компетенции.
5.Обеспечению качества обучения
предмету.
Учитель казахского языка Нукушева Б.К.
Комментариев нет:
Отправить комментарий