Научно-методический семинар
«Творчество учителя»
Подготовила педагог-психолог Аксенова А.Ю.
Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации
творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
•
систематизировать теоретические знания по
теме «Творчество учителя»;
•
определить методы работы, влияющие на
повышение творческого потенциала педагогов;
•
выявить условия для реализации творческих
возможностей педагогического коллектива.
Форма проведения: семинар.
Метод: коллективная мыслительная деятельность.
Методическое обеспечение:
•
Презентация.
•
Видеозапись фрагмента урока.
•
Памятка «Учебное занятие-тренинг как
перспективная форма развития творческих умений учащихся».
Этапы
1 этап -
информационный.
Выступление психолога.
Основные аспекты выступления:
•
дать определение понятию «творчество»;
•
признаки творческой деятельности;
•
группы творческих педагогов;
•
результаты диагностики определения уровня
сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов.
Педагогический труд не творческим не бывает,
и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого
учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда
нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не
учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что
называется словом "педагогический”.
М. М. Поташник
Таким образом, педагогическая деятельность
- это проявление постоянного разностороннего творчества. Творчество - это все,
что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой
деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель -
«это тот, кто открывает, умудряет и ободряет». (Н. Рерих)
С позиции философии, творчество - деятельность людей, преобразующая природный
и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе
объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику
творчества. Под психологией
творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком
нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов
находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о
познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.
Педагогика творчества - наука о
педагогической системе двух взаимосвязанных
видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания
личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой
характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество,
творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
В работах
теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и
как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое
творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение
человека, который всегда неповторим, уникален.
М. Поташник выделяет главные признаки
творчества:
•
создание нового
или существенное усовершенствование известного;
•
оригинальность,
неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
•
взаимосвязь
творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек
постоянно работает над собой, над созданием нового. (М. М. Поташник)
Следовательно,
творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с
высокими показателями их количества и качества с наименьшим затратой
времени и сил. (А. И. Кочетов)
В современных
условиях все больше появляется учителей-мастеров своего Творчество и мастерство
- одно и то же или нет? (Вопрос участникам семинара.)
Мастер - это работник,
в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают
с большим опытом.
Творческим может
быть и молодой учитель, еще не мастер.
По уровню
творчества педагогов можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных
приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;
другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной
деятельности и, наконец, педагоги, создающие
систему обучающих технологий.
Результаты диагностики определения уровня
сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов.
Творческий
учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих
сил, знаний, характерных для творческой деятельности.
2 этап -
«философский стол». Метод коллективной мыследеятельности
1. Работа
творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.
Первая творческая группа. Какие способности
человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Каковы факторы,
способствующие развитию творческой активности. В чем источники творчества?
Способности: умение -
наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное,
предвидеть; способности - гибкость и
нестандартность мышления; комбинирование, реконструированние; видеть проблемы и
противоречия.
Факторы: система
дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания
и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического
опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования
педагогического труда.
Источники: анализ УВП,
изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов,
вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями,
учащимися.
Таким образом, творческий
педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем
педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью,
критическим анализом и разумным использованием передового педагогического
опыта.
Вторая творческая группа. Какие условия нужны для того, что
чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в школе? Если нет, то
что для этого нужно нам изменить?
Условия: нравственно-психологический климат
коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база,
свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие
свободного времени.
Таким образом,
чтобы наш коллектив развивался творчески, нужны:
•
точность во
всем,
•
дисциплина,
•
порядочность,
•
вдохновение,
•
умение слушать
критику,
•
внимание,
•
воля,
•
уверенность в
собственных силах,
•
способность
доводить дело до конца,
•
высокий общий
уровень развития,
•
знание своего
дела.
Третья творческая группа. Какие качества творческого
педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем
заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?
Качества: педагогический такт, способность к
сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставить неожиданные вопросы,
создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.
Таким образом,
формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс,
связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой
личности учителя, с другой - с формированием у него опыта творческой
деятельности.
Определить
уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга
(памятка-рекомендация).
Четвертая творческая группа. Методы и приемы творческой работы
(примеры из практики). Формы педагогического творчества.
Формы: творческие группы: проблемные,
инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Показ фрагмента
урока.
3
этап. Практическое обоснование вопросов
Выступления
педагогов от творческих групп. Обсуждение.
4
этап. Подведение
итогов семинара
Оценка
деятельности участников семинара, его результативность.
Составление
заповедей в работе творческого учителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий