четверг, 14 декабря 2017 г.

Научно-методический семинар «Творчество учителя»



Научно-методический семинар
«Творчество учителя»
Подготовила педагог-психолог Аксенова А.Ю.
Цель: мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реали­зации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
                     систематизировать теоретические знания по теме «Творчество учителя»;
                     определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов;
                     выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.
Форма проведения: семинар.
Метод: коллективная мыслительная деятельность.
Методическое обеспечение:
                     Презентация.
                     Видеозапись фрагмента урока.
                     Памятка «Учебное занятие-тренинг как перспективная форма развития творче­ских умений учащихся».
Этапы
1 этап - информационный.
Выступление психолога.
Основные аспекты выступления:
                     дать определение понятию «творчество»;
                     признаки творческой деятельности;
                     группы творческих педагогов;
                     результаты диагностики определения уровня сформированности опыта творче­ской педагогической деятельности педагогов.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповто­римы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое реше­ние должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия че­ловека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд ле­жит уже за гранью того, что называется словом "педагогический”.
М. М. Поташник
Таким образом, педагогическая деятельность - это проявление постоянного разно­стороннего творчества. Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учи­тель - «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет». (Н. Рерих)
С позиции философии, творчество - деятельность людей, преобразующая при­родный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на осно­ве объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая сози­дание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.
Педагогика творчества - наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовос­питания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
М. Поташник выделяет главные признаки творчества:
                     создание нового или существенное усовершенствование известного;
                     оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
                     взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового. (М. М. Поташник)
Следовательно, творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшим затратой времени и сил. (А. И. Кочетов)
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего Творчество и мастерство - одно и то же или нет? (Вопрос участникам семинара.)
Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой  учитель, еще не мастер.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;
другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Результаты диагностики определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности педагогов.
Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний, характерных для творческой деятельности.
2 этап - «философский стол». Метод коллективной мыследеятельности
1. Работа творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.
Первая творческая группа. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Каковы факторы, способствующие развитию творческой активности. В чем источники творчества?
Способности: умение - наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности - гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструированние; видеть проблемы и противоречия.
Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой,  самообразование, система стимулирования педагогического труда.
Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог - обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, критическим анализом и разумным использова­нием передового педагогического опыта.
Вторая творческая группа. Какие условия нужны для того, что чтобы учитель раз­вивался творчески? Есть ли они у нас в школе? Если нет, то что для этого нужно нам изменить?
Условия: нравственно-психологический климат коллектива, стимулирование к не­стандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески, нужны:
                     точность во всем,
                     дисциплина,
                     порядочность,
                     вдохновение,
                     умение слушать критику,
                     внимание,
                     воля,
                     уверенность в собственных силах,
                     способность доводить дело до конца,
                     высокий общий уровень развития,
                     знание своего дела.
Третья творческая группа. Какие качества творческого педагога позволяют вы­явить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?
Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, арти­стизм, умение ставить неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощ­рение учителем детского воображения.
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусто­ронний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой - с формированием у него опыта творческой деятельности.
Определить уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга (памятка-рекомендация).
Четвертая творческая группа. Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.
Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Показ фрагмента урока.
3        этап.  Практическое обоснование вопросов
Выступления педагогов от творческих групп. Обсуждение.
4        этап. Подведение итогов семинара
Оценка деятельности участников семинара, его результативность.
Составление заповедей в работе творческого учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Это интересно!

«Каждой пичужке наша кормушка» Экологическая акция в начальной школе женской гимназии Одним из направлений воспитательной работы...